В Латвии более половины жителей (52,1%) периодически ездят на велосипедах, но только 9,9% жителей страны на этом экологическом транспортном средстве передвигаются регулярно. Причина – сложные отношения с другими участниками дорожного движения: автомобилистами и пешеходами. Но теперь нахождение велосипедистов на проезжей части регламентировано. Напомним, что в 2016 году вступили в силу новые Правила дорожного движения. Главное – велосипедистов «сняли» с тротуаров.
Тротуар или велодорожка?
Согласно Правилам дорожного движения, велосипедисты должны передвигаться преимущественно по предназначенной для них инфраструктуре, то есть по велодорожкам и велополосам. А если таковых нет – по проезжей части. И только в исключительных случаях по тротуарам, полноправные «хозяева» которых – пешеходы. Исключительные случаи: погодные условия, интенсивность движения на проезжей части, ремонты, опасная или узкая дорога и т.д.
Если нет специальной велополосы и велодорожки, дети до 12 лет (и их сопровождающие) вправе передвигаться по тротуару. Но преимущество – за пешеходами!
Почему нельзя ездить по тротуарам всем велосипедистам? Специалисты объясняют: движение по проезжей части более предсказуемо. Большинство водителей, движущихся по правилам, наблюдают картинку в зеркала заднего и бокового вида, чего не скажешь о пешеходах. На тротуаре велосипедист не застрахован о того, что в любой момент дорогу перебежит ребенок или собака, пешеход может резко затормозить или поменять направление следования.
Скорость передвижения на тротуарах цифрами не ограничена. Но необходимо выбрать такую, которая не угрожает безопасности других участников движения.
Права для велосипедиста
Велосипедисту, передвигающемуся по проезжей части или по обочине, необходимоводительское удостоверение. Права можно получить лицам с 10-летнего возраста в любом отделении Дирекции безопасности дорожного движения (CSDD) или в Рижском Мотор-музее. Специальные курсы проходить не обязательно, но рекомендуется: их предлагают многие автошколы, иногда занятия проходят при детско-юношеских образовательных учреждениях и даже в школах. Подготовиться к экзамену можно дома с родителями на сайте www.berniem.csdd.lv.
Сдать экзамен и получить права велосипедиста можно абсолютно бесплатно.
Ездить без прав не разрешено не только по проезжей части, но и по велодорожкам и велополосам (если это ребенок до 10 лет, то он должен ездить в сопровождении взрослого, имеющего права). Единственное место, где права не требуются – это двор (жилая зона, где не ездит механический транспорт).
Наличие прав и соблюдение других правил проверяет Государственная полиция. Даже если по какой-то причине прав нет с собой во время поездки, полиция может их проверить по базе данных.
Если у человека есть удостоверение на управление механическим транспортным средством более высокой категории, то ему отдельные права на велосипед не нужны.
Велосипед и дети
Дети абсолютно любого возраста и без прав самостоятельно могут ездить во дворах и парках, и в других местах, где нет движения механического транспорта. Малыши – естественно под присмотром взрослых. Самостоятельно ездить по проезжей части или обочине может ребенок старше 10 лет (при наличии водительского удостоверения!). Дети старше семи лет также могут передвигаться по проезжей части или обочине, но только в сопровождении совершеннолетнего (18+), имеющего права. И еще раз повторим, что детям до 12 лет не возбраняется передвигаться и по тротуару (держаться правой стороны, следовать по движению пешеходов), особенно если рядом нет специальной велоинфраструктуры. По велодорожкам и велополосам могут передвигаться дети любого возраста, но до десяти лет – обязательно в сопровождении взрослых. А старше – с правами.
До 12 лет ребенок обязан кататься на велосипеде только в шлеме, который должен быть застегнут. После этого возраста наличие шлема носит рекомендательнй характер.
До семи лет ребенка можно перевозить в специальном кресле, прикрепленном к взрослому велосипеду. В целях безопасности кресло лучше крепить за спиной взрослого велосипедиста. Малыш обязательно должен быть в шлеме, а также в одежде с отражающими элементами. Ребенка можно перевозить и в специально оборудованном для этого прицепе. К прицепу относятся те же требования, что и к велосипеду – он должен быть оснащен отражающими элементами, а в темное время суток – красным фонариком сзади.
Одежда и акссесуары
Чтобы велосипедиста в любое время суток видели другие участники движения, желательно, чтобы он был одет в одежду яркого цвета и использовал в ней элементы с отражателями. Если такой одежды нет, то нужно использовать специальную отражающую жилетку. Особенно рекомендуется такая жилетка детям (и не забывать про шлем!). В темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипед должен быть оборудован отражательными элементами (в том числе, на колесах), а также фонариками – спереди должна гореть белая лампочка, со спины – красная. Важная деталь: звонок или клаксон.
Велосипед всегда должен находиться в технически исправном состоянии, в том числе оборудован тормозами.
Еще новинки...
В новых правилах прописаны и другие обязательные требования, которые отныне должны соблюдать обладатели двухколесных железных коней. Например:
- велосипедисты, передвигаясь группой, должны ехать не в шеренгу, а друг за другом, ближе к правому краю проезжей части;
- запрещено садиться за руль велосипеда, если концентрация алкоголя в крови превышает 0,5 промиллей;
- на велосипеде можно передвигаться по полосам для общественного транспорта, если установлен специальный оповещающий об этом знак;
- при езде по дороге или велоинфраструктуре на пешеходных переходах можно пересекать проезжую часть не слезая с велосипеда, если это делать вдоль тротуаров или по продолжению обочины. А также по пешеходным переходам, оборудованным или не оборудованным светофором, не мешая пешеходам и с их скоростью. Перед тем, как пересечь перекресток, велосипедисту необходимо снизить скорость, в случае необходимости – остановиться и убедиться в безопасности движения;
- уточнены варианты левого поворота: нужно выбрать более безопасный вид поворота, чтобы не создавать опасные аварийные ситуации, оценивая виды дороги (односторонняя, двухсторонняя, число полос, направления и т.д.) и интенсивность движения.
Более подробно новые требования описаны в специальных видеосюжетах CSDD, подготовленных в рамках компании PIEKLĀJĪBA VIENO!.
В них, в том числе показывается, что должен делать велосипедист, совершая левый поворот, как объезжать стоящие транспортные средства, что нужно учесть, передвигаясь по жилой зоне и как передвигаться по велополосам, велодорожкам, тротуарам и проезжей части:
ДТП и штрафы
В прошлом году на дорогах погибли 157 человек, из которых 7 – велосипедисты.
Хотя статистика дорожно-транспортных происшествий имеет положительную динамику, Госполицию в целом она не радует. Поэтому стражи порядка напоминают: велосипедисты такие же полноправные участники дорожного сообщения, как и автомобилисты. К ним относятся те же правила дорожного движения, что и к другим участникам дорожного движения. Велосипедист – водитель транспортного средства, который за несоблюдение ПДД несет ответственность такую же, как и автомобилисты.
Так, например, если у водителя велосипеда нет прав, то его, согласно 149 статье Латвийского кодекса административных правонарушений, могут наказать предупреждением или денежным штрафом на сумму от 7 до 30 евро. На такую же сумму водителя велосипеда могут оштрафовать, если он не использует предупредительные знаки при смене направения движения, не уступает дорогу другим транспортным средствам или пешеходам, которые на данном участке дороги или тротуара, а также на перекрестках и остановках общественного транспорта, имеют преимущество.
За управление велосипедом в нетрезвом виде, если концентрация алкоголя в крови составляет от 0,5 до 1,0 промиллей – велосипедиста накажут штрафом в размере 40 евро. За концентрацию алкоголя в крови до 1,5 промиллей – на 120 евро, свыше 1,5 промиллей – на 170 евро. Такой же штраф ждет тех, кто отказывается пройти медицинскую проверку на содержание в крови алкоголя, наркотических и других одурманивающих веществ или попал в ДТП.
Подробнее с Латвийским кодексом административных нарушений можно ознакомиться здесь.
Источник; Правила дорожного движения: что нужно знать велосипедистам
19. ИЮЛЯ 2017 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий